В авиационном двигателестроении технологии аддитивного производства становятся неотъемлемым инструментом разработки и ремонта. Объединённая двигателестроительная корпорация применяет 3D-печать для ускорения создания деталей авиационных двигателей и уменьшения трудозатрат в производственном цикле. О том, как московское предприятие «Салют» реализует эти технологии в практических задачах, рассказали в ОДК.
Одним из применений аддитивных технологий на «ОДК-Салют» стала разработка методики восстановления пера лопатки вентилятора авиадвигателя. Лопатки вентилятора – это самые крупные по размеру элементы, которые обеспечивают втягивание воздуха в двигатель. Они изготавливаются из высокопрочных материалов, устойчивых к механическим и тепловым нагрузкам, а также защищённых от коррозии. Повреждённые лопатки традиционно требуют полной замены или сложного ремонта.
На «Салюте» повреждённые участки пера лопатки срезают, после чего по точной 3D-модели восстанавливают профиль с помощью послойной печати. Эта технология позволяет воспроизвести сложную геометрию лопатки с необходимыми припусками под последующую механическую обработку. Такой подход снижает время простоя двигателя и затраты на замену деталей, повышая ресурс узла. Соблюдение технических требований, применяемых к лопаткам, обеспечивается детальным контролем параметров печати и физико-механических свойств восстанавливаемого материала.
Кроме восстановления лопаток, 3D-печать широко используется для изготовления оснастки и штампов – вспомогательных средств, необходимых для формовки и обработки деталей. Эти элементы подвергаются значительным нагрузкам и износу. Применение аддитивных технологий позволяет создавать модели сложной конфигурации, улучшать конструктивные решения и продлевать срок службы инструментов.
Важным фактором является возможность оперативного изготовления прототипов изделий. Такой подход позволяет проводить быструю оценку дизайна и функциональности перед запуском серийного производства, а также сокращает цикл разработки и влияет на общую экологию производства, снижая количество отходов и необходимость дополнительной обработки.
«Мы изготовили аддитивным способом уже более 1500 моделей оснастки, снизили трудоемкость многих операций и смогли сэкономить значительные средства. Участок уже год выпускает штампы и шаблоны для одного из заготовительных цехов», – рассказал начальник бюро лучевых технологий ПК «Салют» Павел Полшков.
Применение аддитивного производства в авиадвигателестроении отражает тенденцию перехода к цифровизации производственных процессов и комплексному управлению жизненным циклом деталей. Восстановление крупных и сложных компонентов, таких как лопатки вентилятора, с поддержкой 3D-печати уменьшает риски дефектов и экономит ресурсы. Использование современных материалов и методов контроля качества дополнительно повышает надёжность и долговечность ремонтируемых узлов.