Современные вызовы и решения России в области противодействия беспилотникам

Иллюстрация © Минобороны РФ

Специальная военная операция за 3,5 года стала первым крупным военным конфликтом 21 века. Из классической войны на первом этапе СВО переросла в современную высокотехнологичную региональную войну с применением высокоточного оружия и беспилотных комплексов как авиационного, так и морского и наземного применения. Массированные атаки фронтами с бронетехникой и пехотой отошли в прошлое, сейчас основную тяжесть берут на себя небольшие мобильные моторизованные группы при поддержке РЭБ, артиллерии, авиации и ударных БПЛА.

Но чтобы иметь преимущество над противником российская армия находится в постоянном обновлении методов вооружённой борьбы и средств ведения боя. По мнению главного редактора сайта «Авиация России» Андрея Величко, украинские вооружённое формирования – это технологически продвинутый противник, который активно использует БПЛА, быстро адаптируется к новым угрозам и тем самым стимулирует развитие российских средств противодействия.

Президент Владимир Путин во время встречи с учёными-атомщиками в Сарове 22 августа 2025 года подчеркнул, что на линии боевого соприкосновения ежемесячно появляются новые технологические решения, на которые в течение нескольких недель Украина находит средства противодействия, и такая ситуация требует быстрой адаптации ударных вооружений, чтобы войска не теряли инициативу.

«Сейчас не буду говорить о значении различных вооружений, что эффективно, когда и как использовалась бронетехника, артиллерия, потом дроны, беспилотные аппараты, безэкипажные катера и так далее. Но каждый день [наши учёные] что-то думают. Сегодня одно применяем средство, раз, – эффективность падает. Почему? А потому, что та сторона поняла, что мы делаем, и в течение нескольких недель приняла соответствующие технологические решения, и эффективность применения нами современных видов оружия резко падает. У нас сидят люди, которые занимаются, думают, приняли соответствующее решение, эффективность вырастает опять до 80-85 процентов. Это каждый день», – сказал президент.

Современные вооружённые конфликты отличаются массовым применением беспилотных летательных аппаратов настолько, что атаки большим количеством бронированной техники стали анахронизмом и приведут к огромным потерям танков, БМП, БТР. Россия значительно нарастила производство беспилотных систем военного назначения. По сообщениям военкоров, над ЛБС и в ближнем тылу ВСУ постоянно висят сотни разведывательных и ударных БПЛА.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак в интервью журналу «Эксперт» отметил, что в 2024 году общий объём выпуска различных дронов, включая военные и гражданские модели, достиг примерно 1,5 миллиона штук. При этом производственные планы в области гражданских БПЛА выполнены с перевыполнением, а общая динамика роста продукции свидетельствует о быстром развитии отрасли.

Обнаружение и нейтрализация беспилотников – ключевая составляющая защиты. Здесь у российской армии есть высокотехнологичные комплексные решения. Исследователь из Royal United Services Institute (RUSI) Джастин Бронк отметил в Defense News высокий уровень эффективности российских систем РЭБ.

«В большинстве случаев лишь малая часть из огромного количества беспилотников, запущенных украинскими войсками, достигает своих целей, а ещё меньшая часть из тех, что достигают цели, наносит решающий ущерб», – пишет Бронк.

ВС РФ используют разнообразные методы противодействия украинским БПЛА – радиоэлектронное подавление, адаптацию пехотного и стрелкового вооружения, системы малой ПВО и физической защиты техники сетками. В выпусках новостей с фронта современные танки Т-72Б3М и Т-90 «Прорыв» из-за противодроновых сеток и панелей выглядят, как неуклюжая бронетехника времён Первой мировой войны. Но «мангалы» дают хоть какую-то защиту от дронов-камикадзе, и здесь уже не до эстетики.

Дочерние предприятия госкорпорации «Ростех» за два года значительно расширили парк беспилотных комплексов, которые выполняют различные задачи – от разведки до точечного поражения целей. Среди них ударный БПЛА «Дань-М» с турбореактивным двигателем, позволяющим развивать скорость свыше 450 км/ч и снижать заметность благодаря композитным материалам. Дальность полёта достигает 150 км, что позволяет наносить удары в тылу противника.

«Архангел» – дрон с малошумным электрическим двигателем, скоростью около 280 км/ч и временем полёта до трёх часов, оснащается оптическими системами наведения, а благодаря модульной конструкции легко адаптируется под разные боевые задачи.

FPV-дроны с оптоволоконным управлением исключают воздействие средств радиоэлектронного противодействия, которыми насыщена ЛБС и прифронтовая полоса. Для расширения зоны управления автономными дронами появились аэростатные ретрансляторы, повышающие радиус связи на десятки километров.

С наращиванием производства БПЛА появилась возможность их группового применения – атаки роем позволяют дронам координировать свои действия и адаптироваться к обстановке с использованием защищённых каналов связи и алгоритмов машинного обучения.

Для охраны военных складов, топливохранилищ и других стационарных объектов компания «Калашников» предлагает комплексное решение в составе коптеров «Голиаф» и «Каракурт», а также беспилотную систему «Квазимачта». Её особенность – в питании по кабелю. Система поднимается на высоту до 140 метров и обеспечивает непрерывный круглосуточный мониторинг подконтрольной зоны с дальностью до 5 километров. В случае выявления нарушителя данные передаются оператору, который направляет дроны для поиска и устранения угрозы.

Эффективная защита от вражеских БПЛА достигается применением пассивных когерентных локаторов 3D ПКЛ, фиксирующих малозаметные украинские дроны, а отсутствие своего активного излучения осложняет противнику обнаружение этих систем. Комплексы РЭБ «СЕРП» и «ПРЕС» способны подавлять сигналы дронов и спутниковых навигационных систем одновременно на многих частотах, при этом мобильные установки быстро разворачиваются на бронетехнике и автомобилях.

В системе малой ПВО представлен комплекс «Панцирь» с увеличенным боезапасом до 48 мини-ракет с надёжной помехозащищённостью. Он может одновременно поражать до 20 целей на дистанции до 20 км. Специальные патроны для стрелкового оружия разработаны с учётом особенностей малых беспилотников и имеют более эффективное поражение.

Разработаны специальные лафеты и упоры для автомобилей, предназначенные для удобного и надёжного прицеливания по беспилотникам. В частности, комплекс «Джигит», представляющий собой универсальную установку, легко устанавливаемую на штатный автомобиль или военную технику. В его конструкции имеются тренога, опорная часть с сиденьем оператора и подвижная качающаяся рама с креплением для двух переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

Опорно-пусковая установка «Джигит» холдинга «Высокоточные комплексы» / Фото © пресс-служба ГК «Ростех»

Такой лафет позволяет быстро развернуть огневую позицию и обеспечить высокую точность наведения по воздушным целям, включая БПЛА, с углом наведения 360 градусов по азимуту и от −15 до +60 градусов по углу места. Установка обслуживается одним оператором, имеет высокую скорострельность и возможность работы как в дневное, так и в ночное время.

Кроме того, в рамках борьбы с БПЛА используются автомобили-багги с установленными специализированными стойками для многоствольного оружия и поворотными турелями, что обеспечивает мобильность и быструю реакцию на дроны. Эти платформы адаптированы для выполнения задач противодействия БПЛА с защитой операторов и высокой манёвренностью.

Успешные испытания проходят лазерные системы мощностью от 30 до 60 кВт. Они способны разрушать электронику дронов на дистанциях до 5 км. Их интеграция в общую систему ПВО обеспечит многоуровневую защиту стратегических военных и гражданских объектов.

«Мы продолжаем развивать технологии борьбы с беспилотниками и делаем это комплексно. В арсенале есть системы для радиоэлектронного подавления, которые способны защищать территории и объекты. Имеются средства физического уничтожения дронов. Такой эшелонированный подход позволяет предложить решения для широкого круга заказчиков», – сказали в Ростехе.

Аналитик из RUSI отмечает, что Украине не удалось сохранить стратегическую инициативу или оперативный импульс, несмотря на использование миллионов беспилотных летательных аппаратов, «которые постоянно совершенствуются благодаря системе, отточенной за 3,5 года ожесточённых боёв». Джастин Бронк делает вывод, что сочетание инновационных технологий с традиционным вооружением является основой боевой устойчивости российских Вооружённых сил.

По его словам, БПЛА выступают как средство повышения точности и гибкости ударов, однако без поддержки артиллерии, бронетехники и высокоточных ракет их потенциал ограничен. Построенная за время СВО система управления и реализации иноваций позволяет российской армии быстрее реагировать и адаптироваться к изменениям оперативной обстановки.

Выработка в сжатые сроки новых технических решений и их внедрение в средства ведения боя становятся решающими факторами успеха. Такой подход обеспечивает стратегическое преимущество в современных вооружённых конфликтах, где интеграция технологий и опыта определяет эффективность боевых действий, и Вооружённый Силы России постоянно находятся в процессе изменений и совершенствования.

Артём Кириллов